Я помню, как в студенчестве мы обсуждали концепцию искусства и дизайна и в чём между ними различие. Концепция достаточно абстрактная, но в тот момент нам дали такой ответ: искусство — задает вопросы, дизайн — решает задачи. Для меня это очень важный момент, т.к. он говорит о том, что коммуникация в дизайне стоит на первом месте. Невозможно решить задачу, которая неверно поставлена или неверно истолкована.

Что и говорить, в работе фрилансом это намного важнее, чем в офисной: здесь вы являетесь и менеджером проекта и исполнителем. Поначалу, когда вы еще не умеете общаться с клиентами, вам кажется, что все вокруг идиоты и совершенно не ценят ваш божественный дар. Но с опытом ваше эго становится заметно спокойнее и вы начинаете понимать, что на самом деле неадекватных клиентов не так уж много, а тех что есть очень легко вычислить по одному единственному разговору. И для фрилансера этот навык — жизненная необходимость, если вы хотите чтобы ваш доход был стабилен и проекты становились только лучше.
Я хочу написать о своих наблюдениях и с точки зрения дизайнера и с точки зрения клиента о том, какие существуют проблемы в коммуникации и как их избежать.

О том как дизайнер от бога искал идеального клиента и наоборот

У каждого дизайнера свои методы поиска, чаще всего это биржи или сарафанное радио. Допустим, что у вас уже есть портфолио, вы заинтересованы в каком-то проекте и готовы предложить свою кандидатуру. 
  1. Убедитесь, что клиенту нравится ваше портфолио. Пришлите ему ссылку, не поленитесь спросить нравятся ли вам его работы. Если клиент отвечает «ну меня они не впечатлили, но для нас ведь вы сделаете лучше», извиняйтесь и уходите. Не жадничайте, на 70-м варианте дизайна вы пожалеете об этом и потратите время, которое могли использовать на что-то еще. У каждого дизайнера свой стиль и свой уровень, который видно по портфолио.
  2. Не торопитесь называть стоимость и сроки. Если клиента интересует примерный порядок, пришлите интересующий его проект из портфолио, опишите объем работы, сколько ушло бюджета и времени. Укажите средний диапазон цен, который у вас встречался по опыту. Не берите цены с потолка, если вы заведомо завышаете цену и клиент на нее соглашается, вы попали. Скорее всего объем работы будет выше, чем вы представляли, не бывает бесплатного сыра. Поэтому перед тем как назвать стоимость/сроки, оцените объем работы. Я использовала таймеры в процессе работы и теперь могу заранее спрогнозировать сколько у меня уйдет часов на конкретную задачу.
  3. До того как брать аванс, проведите брифинг. Как минимум созвонитесь с клиентом, письменно можно обсуждать задачу только если вы уже знакомы с ним. Не ждите, что на брифинге вам разложат информацию по полочкам и четко пояснят задачу. В половине случаев клиенты скажут, что им нужен красивый сайт для их компании и спросят о какой это целевой аудитории вы говорите. И если вы считаете, что все клиенты обязаны все понимать и знать что хотят, то дураки и недоучки не они, а вы. Ваша задача объяснить как происходит процесс работы, почему вам нужна та или иная информация, как они могут ее подготовить, о чем они должны подумать в первую очередь, и что они получат в результате сотрудничества. Я в процессе брифинга показываю примеры работ поэтапно, объясняю как происходит согласование, что такое ца и как ее учитывать, как потом найти верстальщика и т.д., в зависимости от проекта.
  4. Если на брифинге вам говорят «а вот здесь я бы хотел тонкую линию серого цвета в 1 пиксель» бегите не оглядываясь. Чаще всего это верный признак клиента «который тоже мечтал стать художником и установил фотошоп». Ему нужны руки, которые воплотят его идеи, но чаще всего он в своих идеях разочаровывается и в этом будете виноваты вы.
  5. Объясните клиенту до начала работы, что дизайн это живой процесс. Поясните какие бывают основные проблемы в процессе работы и как их избежать. Обойдитесь без неожиданностей и сюрпризов.
Если вы клиент и хотите предложить работу дизайнеру:
  1. Посмотрите портфолио дизайнера. Найдите того, чьи работы не вызывают у вас сомнений даже после десятого просмотра, с кем просто хочется работать. Потратьте побольше времени, чтобы проверить дизайнера, посмотрите его соцсети, поищите отзывы о его работе. Чаще всего вы легко сможете отличить мошенника и любителя срывать сроки, многие катастрофы можно предотвратить заранее.
  2. Не обманывайте дизайнера относительно бюджета и не пытайтесь торговаться. Поверьте, профессионал потратил на свое образование столько денег, что на них можно было бы купить неплохой автомобиль или жилье, не говоря уже о потраченном десятелетии на развитие навыков. Если у вас не хватает бюджета, лучше узнайте что с этим можно сделать, я к примеру советую как можно упростить проект, что нарисовать попозже или на крайний случай где найти хороший шаблон, который послужит вам на старте.
  3. Если вы хотите заказать работу у профи, но вашего бюджета хватает только на студента, не требуйте от студента невозможного, не портите его нежную творческую психику. По портфолио дизайнера всегда видно, что он может сделать, а что нет.
  4. Постарайтесь дать дизайнеру как можно больше информации, даже которую сами считаете неважной. Никогда не угадаешь, что именно поможет в разработке логотипа, к примеру, это может быть самая маленькая цепляющая деталь, которая станет началом ассоциации.
  5. Уточните чего именно вы ждете от дизайнера и что для вас важно. Если вы хотите, чтобы он предоставлял отчет о работе каждый день, уточните это заранее. Если ждете творческого решения и авторского видения, это тоже важно. Приведите примеры работ, которые вам нравятся. Если не хотите их копии, уточните и это. Каждый фрилансер уникален, у каждого свой метод и подход к работе, очень важно чтобы вы участвовали в процессе, но как руководитель, а не как двигатель пикселов. Двигать пикселы иногда можно, но если у вас идеальный вкус и это действительно поможет дизайну, такое случается.

О том, как проходила работа

Несколько советов для дизайнера в процессе работы:
  1. Не отказывайтесь делать правки. Это бывает тяжело, вам хочется сражаться за каждый пиксель, за каждую идею, ведь это ваше детище. Но на самом деле если клиент участвует в процессе дизайна, в итоге он почти всегда выходит лучше, чем вы могли бы сделать сами. Чтобы не страдать от розовых котят в дизайне, не работайте с клиентами с заведомо плохим вкусом и высоким самомнением.
  2. Внимательно относитесь к пожеланиям клиента и не забывайте, что любое безумное требование можно сделать хорошо. Клиент просит розовых котят в дизайне? Почему бы не нарисовать красивого персонажа или не сделать его юмористической пасхалкой. Хочет рукописный шрифт типа лобстера? Возьмите перо и нарисуйте каллиграфию получше. Мыслите творчески, это ваша работа, не клиента.
  3. Поясняйте результаты своей работы. Когда показываете клиенту результат, объясняйте как он появился и почему, это ведь и есть то самое решение задачи. К примеру, если ваш логотип это просто черный кружок и буква, покажите как он выглядит на визитках, в соцсетях, на баннерах. Объясните почему вы выбрали такую форму, как она работает, почему она вообще работает. Если вы сами этого не понимаете — это плохой логотип. Если вы делаете веб-дизайн, показывайте его в браузере, а не картинкой, чтобы не оставалось сомнений как он будет выглядеть и где первый экран.
  4. Если клиент сказал вам «мне все не нравится» не впадайте в панику. Возьмите паузу, никогда не отвечайте сгоряча на письма. Прогуляйтесь, скушайте мороженку. И потом спокойно опишите клиенту, как именно можно решить эту ситуацию, что в ней нет ничего страшного и вам просто нужны более обстоятельные комментарии.
  5. Не увеличивайте стоимость работы за всякую мелочь, которая вас вывела из себя. Не смогли оценить проект адекватно: это ваши проблемы. Старайтесь делать любой проект, как будто он ваш самый лучший, довольный клиент приведет вам других клиентов и все ваши старания окупятся. А если вы еще и не будете срывать сроки, будете вежливы и приятны в общении, то вам вообще не придется выходить на биржи и задумываться о поиске работы.
Что делать клиенту в процессе работы:
  1. Не беспокойте дизайнера ежедневными звонками и вопросами «ну как наши успехи?». И объясню почему: творческий процесс это сложный механизм. Даже у профессионалов он почти никогда не проходит гладко: прежде чем вы увидете первый эскиз десятки будут выброшены и сожжены. Не добавляйте масла в огонь, дайте дизайнеру возможность спокойного посика концепций. Назначьте тайминг, когда вы будете обсуждать процесс работы, если дизайнер его срывает — это уже проблема. Но письма каждый день вам не помогут контролировать сроки.
  2. Когда вы увидите первые результаты работы, воздержитесь от лишних эмоций при любом раскладе. Это очень важный этап работы. Если результаты вас ужаснули, постарайтесь избегать следующих фраз: «мне вообще все не понравилось», «выглядит непрофессионально», «как будто совсем не вы рисовали». Если дизайнер действительно не старался, то после этих слов он вообще сольет проект, если он старался, то вы смертельно обидите его, обесценивая его работу.
    Я в этом случае использую такую стратегию: если все очень плохо беру паузу на полчаса. Смотрю на работу свежим взглядом и подмечаю, что мне в целом нравится. К примеру, вот тут хороший цвет, здесь была интересная мысль, хотя воплощение стоит дотянуть. И начинаю комментарии с положительных моментов, которые можно сохранить или додумать, а затем подробно объясняю почему именно мне не нравятся эти варианты, основываясь на логике, а не на эмоциях. К примеру «этот вариант неплохой, но мне кажется идею можно было бы развить, если попробовать шрифт построже», «а можем мы еще попробовать варианты поярче, эмоциональнее? эти могут быть слишком строгими для нашей аудитории», «важно проработать детали иллюстрации, наша аудитория очень придирчивая». Постарайтесь обосновать ваше «не нравится», показать больше примеров, объяснить почему нравятся они, куда стоит дальше двигаться.
  3. Если результаты работы вам очень понравились и вы счастливы, не стоит писать дизайнеру радостные письма. Конечно, если вы хотите продолжить с ним работать. Похвалить обязательно, но если перестараетесь, можно убить всякую мотивацию работать дальше. Лучше после завершения работы раскажите как вы довольны.
  4. В процессе работы держите постоянную связь с дизайнером. Если вы пропали на месяц, не ждите от дизайнера соблюдения сроков. Дизайнер может быть занят другими проектами, как минимум. Да и процесс работы очень тяжело начинать заново после большого перерыва. Отношение к вам будет точно таким же, как ваше к дизайнеру.
  5. Не перебарщивайте с похвалой или наоборот. Если вы совсем не хвалите дизайнера, работать ему не хочется. Если хвалите слишком много, работать тоже не хочется, ведь все и так хорошо. Не забывайте, что дизайнер выбрал творческую профессию не просто так, эта профессия зависит от общественного мнения, творческому человеку всегда важна обратная связь.
  6. Не забрасывайте дизайнера идеями и не меняйте задание каждые полчаса. Если вам хочется поучаствовать в творческом процессе и у вас есть безумное количество идей, учитесь на дизайнера, возможно это ваше. Но от того кого вы наняли результат работы вы никогда не получите.

О том, как решали проблемы

Основные проблемные этапы в процессе работы:
  1. Брифинг. Большинство проблем начинаются уже в самом начале. Не поняли задачу, не задали верных вопросов, дезинформировали дизайнера. Все эти проблемы будут видны на первых же результатах работы. Постарайтесь побольше времени уделять планированию и подготовительной работе, анализ и поиск идеи это очень важный этап. К слову, по этой причине я почти никогда не выполняю тестовых заданий, только если очень заинтересована в проекте.
  2. Первые результаты. Если работа сливается, договора расторгаются и пишутся гневные отзывы, то именно на этом этапе. Почему дизайнер может прислать некачественную работу? Потому что вы не посмотрели внимательно его портфолио, дали неверную информацию или мотивацию, ограничили сроки или дали очень жесткое задание. Почему клиент может не принять работу? Вы не задали верных вопросов, не уделили достаточно времени, не объяснили как строится процесс дизайна, сорвали сроки. Причины бывают разные, но очень важно понять, что даже если первые эскизы выглядят ужасно, если клиент закатывает истерику, это не повод грубить и уходить в закат.
    Для клиента: важно понять, что творчество это не магический процесс, где озарение приходит свыше и художник творит в сиянии света. Это процесс живой и многоэтапный. Помогите дизайнеру, объясните что вы хотите, что вас не устраивает, не торопитесь бросаться оскорблениями и обвинениями в непрофессионализме.
    Для дизайнера: если клиент упорно отмалчивается, убедите его дать вам комментарии. Объясните, покажите на примерах как выглядят эскизы и финальный вариант, не ленитесь собирать мудборды и делать разные варианты, будьте готовы слушать, делать десятки эскизов и пробовать что-то новое. Не бойтесь выбросить все и начать заново, первая идея почти никогда не бывает самой лучшей.
  3. Финальная оценка работы.
    Для клиента. Проверяйте результат работы дизайнера. Подумайте что вам от него нужно. Логотип? Может он вам нужен в чб, в кривых? Может быть типография потребует версию для корел дро? Уточните, прочитайте пару статей по этому поводу и ради всего святого, храните исходники, особенно логотипов в кривых.
    Для дизайнера. Не поленитесь подготовить исходники так, чтобы другие люди могли ими пользоваться. Удалите все лишние слои в фотошопе, проверьте что все иконки, которые вы рисовали в векторе, сохранены в svg, пришлите архив шрифтов. И ради всего святого, не удаляйте исходники! Почему все вокруг удаляют исходники?

Словарь языка клиентов, как понять с кем не стоит работать

  1. «Мне не очень нравится ваше портфолио, но для нас вы ведь сделаете лучше» — я плохого мнения о вас и буду мучать вас бесконечным количеством правок и в конце концов скажу, что вы не профессионал.
  2. «Проект очень перспективный и мы готовы в будущем рекомендовать вас как его создателя» — у нас на самом деле мало или совсем нет бюджета, но нам очень хочется сделать этот проект. Конечно, потом мы на него забьем, но ведь будет здорово поработать вместе.
  3. «Я хочу найти такого человека, который понимал бы все без слов, отвечать на вопросы поэтому я не буду» — я не умею или не хочу тратить время на объяснения. И когда мне не понравится ваша работа, я тоже не объясню почему.
  4. «Я хочу, чтобы вы проявили творческий дизайнерский подход!» — скопируйте вон оттуда.
  5. «Лебедев вообще отстой» — для меня нет авторитетов. И уж вы точно мне не понравитесь
  6. «Проект по постоплате из-за печального опыта» — я не смог сработаться с прошлым дизайнером и вам возможно тоже не заплачу.
  7. «Мы вам заплатим попозже, не переживайте» — мы вам никогда не заплатим.

Словарь дизайнерского языка

  1. «Реалистичные иллюстрации это не модно» — я на самом деле не умею рисовать, может минимализм?
  2. «Ваш проект будет стоить 100.000руб» — на самом деле мне лень считать и я просто округлил цифры.
  3. «Сроки 2-3 дня» — сроки 3 дня, не знаю зачем я добавляю эту цифру 2.
  4. «Этот клиент просто не знает что хочет» — я не умею задавать правильные вопросы.
  5. «Лебедев вообще отстой» — я новичок и я не понимаю что такое дизайнерский процесс.
  6. «Беру аванс 100%» — я вас кину, даже не сомневайтесь.
  7. «У меня такие ужасные клиенты» — я плохой дизайнер.