За последний месяц меня уже не один раз находили в соцсетях и спрашивали отзыв про курс Дизайн в интерактивной среде БВШД. Извините, ребята, совсем нет времени со всеми общаться лично, поэтому выкладываю здесь мое впечателние о курсе.

Год назад, решив поступать в британскую школу дизайна на курс дизайна в интерактивной среде, я прочитала не один отзыв от бывших студентов или от тех, кто себя считал таковыми. Курс интерактива, где бы он не появлялся в обсуждениях, вызывал дикий срач в комментариях. В процессе обучения история повторялась, кто-то писал оскорбительные статьи про курс, кто-то смаковал каждый час, проведенный в стенах школы.

До поступления в британку я успела получить степень бакалавра в техническом вузе. На втором курсе вуза днем я синтезировала ацетилсалициловую кислоту, ночью рисовала и верстала макеты простеньких сайтов. Работать по специальности химиком я передумала еще тогда, система образования позаботилась о том, чтобы студенты возненавидели свою будущую профессию. Вуз был старой советской закалки и то что осталось от старой системы образования: коллоквиумы, лабораторные и семинары, перемешивалось с новомодными западными тестами. На тот момент я была уверена, что западная система образования это такой производитель идиотов, решающих тесты. Я научилась решать их методом научного тыка еще в школе, не читая ни одного учебника.

На четвертом году обучения я понимала, что если меня сейчас отправят на работу аналитическом химиком я в лучшем случае смогу правильно помыть пробирки. Я даже не представляла как выглядит настоящая аналитическая лаборатория и чем они занимаются. А в дипломе не было ни одной плохой оценки. Поэтому я сбежала, не доучившись до магистра. Никогда не умела делать то, что мне не нравится.

Потом была художественная школа для взрослых. Оттуда я сбежала через год. Еще был англйиский язык. Выдержала ровно месяц. Обучение ужасная вещь, когда оно тебе не нравится. Самообразование мне всегда отлично давалось и все, что мне казалось менее эффективным я просто бросала, наплевав на заплаченные за это деньги.

Я не буду рассказывать о чудесном решении поступать в британку, которое пришло мне за неделю до второго потока вступительного собеседования. Я давно засматривалась на страницу ДИС на сайте школы, но сумма мне всегда казалась космически высокой. Но прошлым летом я случайным образом вспомнила про британку, снова посмотрела на эту сумму и поняла, что она мне по силам. Быстренько оформив портфолио я пошла на собеседование. Честно говоря, я даже не рассматривала вариант, что меня могут не взять. Это ведь платное образование, на платное образование берут всех.

Первый шок я пережила еще до начала собеседования. По своей технарской наивности я даже не додумалась познакомится со школой и преподавательским составом до собеседования и даже здание видела впервые. В офисах я никогда не работала и по сути не была знакома ни с кем из своих коллег по профессии, собеседований никогда не проходила и общалась в основном с технарями. В общем аудитория, полная мальчиков в костюмах с иголочки и модельной внешности девочек навела меня на мысли о фэйсконтроле. Я видела моих бывших однокурсников в костюмах только на вручении диплома и это было как в теории большого взрыва — твидовые пиджачки с заплатками и галстуки со звездами.

Собеседование у нас принимал Антон Ярусов. Я полагала, что мы покажем портфолио, нас что-то спросят и скажут “вы приняты”. Не тут-то было, собеседование оказалось настоящим экзаменом. Который я с треском провалила. Если я хоть на 10% вопросов ответила правильно, это было чудом. Пообщаться лично с Антоном тем не менее пришлось каждому и, возможно, именно это меня спасло. Со второго потока на обучении я потом видела только 2-3 человека из 15 пришедших. Как оказалось, группу набирают всего одну, в три потока, и количество мест ограниченно.

Но каким-то чудом я все-таки попала в группу ДИС. Для меня фактически все, что преподавали на курсе было новым. Я хорошо знала фотошоп, у меня было 3 года опыта работы с веб и самостоятельной работы напрямую с клиентами. Как оказалось, это почти ничего не стоит. Перед поступлением я узнавала у администрации школы, необходимы ли дополнительные скилы, владение ПО или опыт работы. Мне ответили, что нас всему научат. Не стоит этому верить: администрация не врет, вы действительно всему научитесь, если хватит духа. Но не практикующим дизайнерам учиться на этом курсе пустая трата денег, вы не получите от учебы столько, сколько получат ваши более опытные коллеги. Моих знаний оказалось достаточно, хотя не помешали бы дополнительно навыки программирования для более успешного обучения. На практике те, кто пришел на курс не умея ничего отсеялись в первые пару месяцев. И да, очень важно можете ли вы обучаться самостоятельно, мне эта способность тоже очень помогла на курсе.

Первый месяц на курсе – это испытание на прочность. До конца доживают не все. На первом же занятии мы получили брифы и сразу началась движуха, нужно было наладить контакт с группой, т.к. брифы в основном рассчитаны на командную работу. И тут же нужно было придумать концепции по одному из брифов, кажется была еще лекция с практическим занятием, и задача на креативное коллективное фото..в один день произошло столько событий, что у меня голова пошла кругом и возвращалась с учебы я как будто меня накачали энергетиками и кофеином.

КАК ПОСТРОЕНО ОБУЧЕНИЕ

Насколько я понимаю, система обучения на курсе уникальная. По крайней мере для нашей страны.

Ключевой момент – брифы. Это творческие задания, которые возникают постоянно, у вас на руках может быть по 5ть брифов на разные тема. Каждый бриф потребует от вас не только работы руками, но прежде всего работы мозга. Здесь вас заставят думать каждую секунду, на занятиях, вне занятий, постоянно. В первый месяц обучения я пыталась открывать турникеты в метро ключами от квартиры, проезжала станции в метро, каждый день поджигала свой обед. И работать руками, конечно, тоже придется очень много. Особенно много по началу, потому что вы будете придумывать сложнейшие идеи, требующие от вас огромной работы, зачастую не укладывающейся в бриф и вообще не по теме.

В общем кроме учебы у вас ни на что не останется времени. Для тех кто зарабатывает себе на учебу самостоятельно это становится проблемой, я стала затягивать сроки проектов, заставляла ждать постоянных клиентов по полгода пока я освобожусь. К такой нагрузке привыкаешь через пару месяцев, привыкаешь спать по 5 часов. Подсаживаешься на кофе. А потом и вовсе становится скучно, когда наступает перерыв между брифами.

Каждый бриф отвечает своей задаче. Обычно в брифе вам дают совершенно новую задачу, например, в первый же день у нас появился бриф на съемку видео. Многие впервые держали в руках камеру, не будем показывать пальцем. Не ждите, что вам будут рассказывать как это видео надо снимать, учить монтировать и бегать за вами, чтобы вы все сделали правильно. Нет, вы просто идете и снимаете. Изучаете нужные программы, ищете оборудование и локации, пишете сценарий и договариваетесь с людьми. В день дедлайна, указанный в брифе, вы сдаете бриф, чаще всего это происходит онлайн. И уже по результатом брифов составляется дальнейшая программа обучения, к этому моменты вы уже сами понимаете, что вам нужно и именно этим вещам вас учат.

В целом система обучения кажется полным хаосом по началу. Расписание занятий на неделю вы получаете только в воскресенье, иногда их может быть гораздо больше, чем 4 в неделю. Иногда появляется бриф, который нужно сделать за день, за час или за 20 минут прямо на занятии. Придумать интерактивную игру и снять про нее видео – 20 минут. Разделиться на команды и придумать концепцию для интерактивной инсталляции – 30 минут. И так далее. Такой ритм действует только в две стороны: либо вы чувствуете, как в вас просыпается невероятный творческий халк, способный свернуть горы. Либо паникуете и начинаете изливать потоки негатива на школу и всех окружающих. Все кто не смог адаптироваться и предпочитал ныть покинули школу довольно быстро, фактически в первые пару месяцев.

Следует запомнить две вещи о кажущемся хаосе курса: это образование интенсивное и будьте готовы к тому, что оно таковым и будет. И второе: это курс дизайна в интерактивной среде. Не надо объяснять насколько быстро все меняется в этой области и сам процесс обучения воспитывает в вас людей, способных быстро принимать решения, адаптироваться к любой системе и быть лучшими. Все кто этого не смог уходят и как говорит наш куратор о них потом никто не слышит.

Еще один сложный момент обучения: коммуникабельность. Чем у вас лучше получается общаться, тем больше у вас плюшек, если при этом руки не кривые. Я по жизни страшный интроверт и в мою зону комфорта входит десяток близких друзей, с которыми я поддерживаю контакт много лет. Британке плевать на это.  Британка с первой минуты дала понять, что в одиночку будет трудно. Работа в команде всегда эффективнее, но отдельная задача найти эту команду. В первый месяц все нашли себе сокурсников по душе и переругались на первом же брифе. Или просто провалили его, как это вышло с моей первой командой. После первого брифа я пыталась работать еще в двух соседних командах, результат также не радовал. В конце концов важно понять чего именно ты хочешь от командной работы, я плюнула на попытки вписаться в чей-то коллектив и набрала свою собственную небольшую команду, взяв на себя роль главного пинальщика и арт-директора. А еще забрав к себе самую талантливую иллюстраторшу на курсе и девушку-катализатор. Этого оказалось достаточно для того, чтобы больше не проваливать брифы. Признаться, мы не были самой сильной командой на курсе, но эффективность обучения резко возросла. Очень многому учишься друг у друга в процессе работы. А я внезапно обнаружила в себе способности лидера, о которых никогда не подозревала.

 

КОМУ СТОИТ ИДТИ НА КУРС ДИЗАЙНА В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ:

  • Программистам начинающим и не очень. Серьезно, даже если вы совершенно не умеете рисовать, вы будете звездой. Программистов здесь мало, а на курсе вас научат делать сайты, интерактивные инсталляции, поражающие воображение. В России таких людей мало, в Европе их тоже не слишком много. Единственного программиста, который был у нас на курсе забрали в хорошую студию уже на первом курсе и его фото красовалась в журнале Афиши. Конечно, вы должны уметь думать помимо всего прочего и думать креативно, не побоюсь этого слова.
  • Веб-дизайнерам. Желательно умеющим верстать и разбирающимся немного в технологиях. Мне было очень просто освоить ПО, анимацию и видео, даже 3д. В вебе всегда хороша универсальность и если вы с ним знакомы, то сможете успевать изучать все остальное. Единственная беда – технологии. Я не была знакома с интерактивными инсталляциями и несмотря на наличие занятий по креативным технологям типа ардуионо все равно не смогла их освоить так быстро. Если бы изначально умела программировать эффективность от курса была бы больше, учите технологии.
  • Графическим дизайнерам, мотион-дизайнерам. Единственная проблема, которую я наблюдала у моих сокурсников этих профессий – негибкость. Они привыкли делать свою работу и делали ее прекрасно, но зачастую им больше не хотелось делать ничего другого.
  • Арт-директорам и прочим думающим людям, которые сами ничего не умеют делать руками. Но вам будет труднее всего, если у вас нет способности к лидерству и организации. В роли лидеров команд незаменимые люди, но почему-то у них не всегда получалось стать таковыми.

КОМУ НЕ СТОИТ ИДТИ НА КУРС:

Тем, кто не умеет ничего, но хочет научиться. Бесполезно идти, потратите кучу денег и получите много негативных эмоций. Если вы не сверхчеловек, наподобии куратора курса, способный спать по 4 часа в день, а все остальное время вкалывать только на учебу, вы не успеете за остальными. С первой минуты обучения команды формируются по навыкам. И если у вас нет опыта ни работы руками, ни работы в профессии, сначала подумайте об этом, не приходите с пустыми руками.

Тем не менее не думайте, что вы будете заниматься только тем, что умеете. Я веб-дизайном фактически не занимаюсь в процессе обучения, мне его хватает на работе. Я занималась анимацией, графическим дизайном, главным образом училась придумывать стоящие концепции и совершенствовать навыки арт-директора. Но если бы у меня не было опыта в вебе и главное личной работы с клиентами у меня бы не вышло развить эти навыки.

ЧЕМУ ВАС НАУЧАТ НА КУРСЕ?

На сайте британки написана очень четкая программа обучения, которой я безоговорочно верила до поступления. Не стоит этого делать, верить программе. Работы студентов, которые так же есть на сайте британки в презентации, это не максимальный уровень студентов, в процессе обучения мы делали намного более интересные и красивые вещи. Если говорить именно о работе руками на 1ом курсе мы работали с видео (съемка, монтаж, сценарии, все это приходится делать самому), с motion дизайном (также начиная от иллюстраций и заканчивая озвучкой), stop motion, с графическим дизайном, веб-дизайном, интерактивными инсталляциями, типографикой, калиграфией, леттерингом, UI/UX, мобильными приложениями, html/css, processing. Каким-то вещам уделяется больше внимания, каким-то меньше, программа курса каждый год меняется и зависит от способностей и потребностей нового курса, вас учат только тому, что вам действительно нужно. Помимо этих навыков вам придется учиться придумывать креативные концепции, прежде всего вы научитесь придумывать стоящие идеи.


Что касается теории: композиции, типографики, сеток и прочих основополагающих вещей. У вас будут лекции по всему этому, но опять же интенсивные, не надейтесь что вам старый бородатый дядя будет начитывать курс лекций о композиции. Курс не про это. Читайте книги, по теории сказано очень много, а если вам лень этим заниматься, то интерактивный дизайн не для вас, все-таки умение и желание заниматься саморазвитием тут очень важно.

Лично я за первый год получила от курса огромный опыт всех этих дисциплин, конечно. Но главным я считаю совсем не это. Фактически все знания, что я приобретала в британке я сразу же использовала в работе и это было самое ценное. Я научилась предлагать клиентам идеи, которые они готовы были реализовывать и которые были интересны мне. Зачастую клинет приходил ко мне за дизайном сайта, а уходил с новой креативной концепцией для проекта, в которую удачно вписывались промо-ролики, вирусные ролики, фирменный стиль и айдентика и еще целый пакет графических и концептуальных вещей. Над такими проектами интересно было работать и мне и клиенту, вот чему научил меня первый год обучения в британке – смотреть на дизайн и на собственные возможности иначе.